Общероссийский стандарт, обозначающийся как ГОСТ Р ИСО 9001-2008, представляет собой описание требований и правила организации системы менеджмента качества (СМК) на предприятии. Он создан на базе международной системы стандартизации ISO 9001:2008 и вступил в силу в ноябре 2009 года вместо ранее применяемого ГОСТа Р ИСО 9001-2000.
Отмена ГОСТа Р ИСО 9001-2008 произошла после введения в действие межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011, абсолютно не отличающегося по содержанию и вступившего в силу с начала 2013 года. Этот документ, в свою очередь, также прекратил свое действие после осуществленной позднее разработки еще одного общероссийского стандарта ГОСТ Р ИСО-9001-2015, вступившего в силу осенью 2015 года и актуального до настоящего времени.
Описание системы стандартов
Комплекс стандартов ИСО 9001 представляют собой описание требований, которые предъявляются к используемой на предприятии СМК. Наличие сертификата соответствия ГОСТу Р ИСО 9001-2008 во время действия нормативного документа демонстрировало, что управление компанией и осуществляемыми ею бизнес-процессами ведется в соответствии с национальной системой стандартизации.
Таким образом, успешное завершение процедуры сертификации по общероссийскому стандарту предоставляло хозяйствующему субъекту ощутимые конкурентные преимущества. Они были связаны как с расширением рынков сбыта, благодаря возможности участия в госзакупках и различных экспортных операциях, так и увеличением объема реализации из-за большего доверия со стороны потенциальных покупателей.
Именно поэтому большое количество хозяйствующих субъектов принимало решение о добровольном прохождении процедуры, так как она в соответствии с отечественным законодательством не является обязательной. Как правило, понесенные в ходе оформления сертификата финансовые расходы с лихвой компенсировались описанными выше преимуществами.
Основополагающие принципы системы ИСО 9001-2008
Базовые принципы системы стандартизации ИСО 9001-2008 практически не отличаются от используемых в действующей сегодня редакции стандарта ИСО 9001-2015. Среди наиболее важных из них необходимо выделить ориентацию на конечного клиента товара или услуги, лидирующую роль руководителя и топ-менеджеров, а также необходимость активного вовлечения в работу по созданию эффективной СМК рядовых сотрудников предприятия.
Кроме того, серьезное внимание в тексте стандарта уделялось таким принципам, как стремление к перманентному улучшению и совершенствованию системы менеджмента качества, принятие решений, основанных на объективных фактах, а также необходимостью управления взаимоотношениями как внутри предприятия, так и с третьими лицами вне компании. Практически все перечисленные принципы сохранились и в более поздних версиях стандарта ИСО.
Основные отличия актуального ГОСТа ИСО 9001-2015 от более раннего ГОСТа ИСО 9001-2008
Среди наиболее важных различий между применяемой сегодня системой стандартов ИСО 9001-2015 и действовавшим до 2013 года ГОСТом Р ИСО 9001-2008 необходимо выделить такие:
-
добавление новых разделов. Это сделано для того, чтобы придать всем стандартам систем менеджмента, применяемым в настоящее время и разрабатываемым на будущее, одинаковую структуру;
-
введение модели управления и контроля над рисками. Она пришла на смену действовавшей ранее системе упреждающих и корректирующих воздействий, что вполне логично, учитывая ее большую эффективность и приспособленность к сегодняшним рыночным условиям;
-
введение термина “контекст организации”. Это позволило существенно расширить рамки практического применения СМК, в том числе за счет анализа факторов, влияющих на устойчивость бизнеса;
-
введение термина “документированная информация”. Он заменил применяемые ранее понятия “документа” и “записи”, так как предоставляет расширенную и современную трактовку документирования, включая не только бумажные, но и электронные носители информации.
Приведенный перечень различий показывает основную причину замены стандарта ИСО 9001-2008 на существующую сегодня систему ГОСТов Р ИСО 9001-2015. Она состоит в необходимости внесения корректировок, связанных с актуализацией нормативного документа, исходя из сегодняшних тенденций в развитии систем управления бизнесом.